Творчество артиста

Наби Рахимов относится к актёрам второго звена Узбекского Государственного Академического драматического театра им.Хамзы. Своим природным дарованием, талантом и трудом он смог занять достойное место рядом с артистами театра первого звена и внес огромный вклад в формирование и развитие новой узбекской актёрской школы. 

Первый период творчества Наби Рахимова (1929-60 гг.) связан с его приходом на сцену профессионального театра из художественной самодеятельности и творческим становлением в качестве артиста театра.

alt

 
В 1929-30 гг. в театр им. Хамзы прибыла группа одаренной молодежи – Алим Ходжаев, Шукур Бурханов, Гани Агзамов, Мухсин хамидов, Кудрат Ходжаев, Наби Рахимов.

 

 

В 30-е годы он создает на сцене множество современных образов, играя в произведениях Камиля Яшина, Умаржона Исмаилова, Зинната Фатхуллина, Зиё Саида, Назира Сафарова и др. Совершенствовал свое мастерство на произведениях драматургов-классиков А.Островского, Н.Гоголя, К.Гоцци, Ф.Шиллера, В.Шекспира, К.Гольдони и т.д.



Первые образы Наби Рахимова на сцене профессионального театра - Егор в пьесе Д. Фурманова «Восстание». И первой своей ролью он заявил о себе, как одаренный молодой человек. Среди его ролей этого периода можно отметить такие образы, как Надирий в пьесе “Хамза”, Тихон в «Грозе», Мамадали в «Рискованной шутке», Труфальдино в «Принцессе Турандот», Карандышев в «Бесприданнице», Сайфи в пьесе «Никоб йиртилди», Кавалер Риппофратт в комедии «Трактирщица», Флорес в «Овечьем источнике», роли Бобчинского и Кочкарёва в комедиях «Ревизор» и «Женитьба», образ Лаэрта в трагедии «Гамлет».

 

Природа одарила Наби Рахимова особым даром, острым умом, глубоким мышлением, тонким вкусом, звучным голосом и богатой фантазией. Он вырос в Коканде, который издавна считался городом поэтов, музыкантов, клоунов, дорбозов (канатоходцев) и аскиячи (острословов), искусных ремесленников и художников, купцов и кулинаров. Все это, естественно, не мог не повлиять на него. Для того, чтобы понравиться зрителю, привлечь его внимание он придумывал смешные анекдоты, пел песни, даже танцевал. Его представления нравилось всем, а его острословие и анекдоты заставлял людей хохотать от души. Таким образом, Наби Рахимов начал развивать в себе способность к юмору и импровизации, которая осталась с ним на всю жизнь.  

 

 

Эти сложные 30-е годы стали периодом больших творческих и экспериментально-опытных исканий как для Наби Рахимова, так и для всей театральной труппы. В эти годы впервые на узбекской сцене ставят трагедию «Гамлет», которая стала настоящей школой мастерства для Наби Рахимова.

 


В последующие годы он работает под влиянием традиций народного зрелищного творчества. Где бы он не находился, всегда нес с собой радость и смех, а неизменным спутником была его добрая улыбка.

 

С особой теплотой говорил Наби Рахимов о коллегах, которых он считал своими наставниками. Это Маннон Уйгур, Етим Бабаджанов, Абид Джалилов, Аброр Хидоятов, Шариф Каюмов, Гуламназир Исамов, Мария Кузнецова (русская актриса, прекрасно игравшая на узбекском языке), Масула Кариева, Сара Ишантураева.


Хамзинский театр стал по существу его местом работы и университетом. Они были его коллегами и одновременно педагогами. У них учился, как стоять и двигаться на сцене, вести диалог или молчать по ходу пьесы, мимикой изображать эмоции. Иначе говоря, искусству перевоплощения…

 

В годы войны начинается новый период в творчестве Наби Рахимова. Он временно отходит от театра, в 1941 году его привлекают в военное училище. С 1942 по 1943 годы в составе фронтовых бригад деятелей искусств Узбекистана, во время передышек между боями с фашистами он своими шутками и забавными историями на злобу дня поднимал дух воинов-земляков…

 

Вернувшись с фронта, с середины 1943 года он продолжает работать в театре им. Хамзы. И первой его ролью после долгого перерыва становится роль Болтабая в драме «Мать» в постановке Амина Турдиева. Также в эти годы он играет в нескольких спектаклях, посвященных актуальным на тот период тематике войны и мира. Это образы Боровского («За тех, кто в море», Б.Лавренев), Харди («Русский вопрос», К.Симонов), Стива Эмери («Джон – солдат мира», Ю.Кротков), Мурата (“Рассказ о Турции”, Н.Хикмет), Хамида Сарожа (“Алжир – моя родина”, М.Диб) и др.

 

altОсобо следует отметить роль Яго в исполнении Наби Рахимова. В 1943 году он приступает к работе в трагедии «Отелло». Роль Яго до него уже два года играл Олим Ходжаев. Наби Рахимов нашел свое совершенно другое прочтение образа. В шекспировском спектакле полно раскрылось трагедийное дарование Аброра Хидоятова – роль Отелло. Успеху спектакля способствовало также талантливое исполнение Яго (Наби Рахимов). Слава спектакля вышла далеко за пределы Узбекистана.

 

Члены английской парламентской делегации оставили в книге отзывов театра следующую запись: «Постановка спектакля «Отелло» Хамзинским театром считаем лучшей. Колорит спектаклю придала игра Наби Рахимова и Аброра Хидоятова. Выражаем им свое почтение и восхищение».

Образ Етова из спектакля “Любовь”, поставленного в 1946 году, стал первым серьезным успехом Наби Рахимова в национальной драматургии. Актёр дополняет этот образ жизненными деталями, исполняет его с легким юмором.

 

В 50-60 годах прошлого столетия Наби Рахимов играет также своеобразные роли в таких спектаклях драматурга и писателя Абдуллы Каххара, как «Шелковое сюзане», «Больные зубы», «Голос из гроба». Каждая роль, которую исполнял Наби Рахимов, как будто была написана именно для него, так актер мог вжиться в образ.



Феномен Наби Рахимова – его умение воплощать в себе блестящую игру комейдиных и трагедийных ролей ярко отразилось в роли Хлестакова («Ревизор»). Хлестаков Наби Рахимова считается одним из лучших прочтений этого образа. До него он играл в «Ревизоре» Бобчинского и Кочкарева в «Женитьбе», поэтому он уже хорошо изучил и знал социальный и нравственный облик гоголевских героев. Этот опыт пригодился ему в интерпретации знаменитого образа Хлестакова. Можно сказать, что Хлестаков самая лучшая роль Наби Рахимова среди комедийных героев, который навсегда оставил яркий след в истории театра им.Хамзы. 

 

К 60-м годам у Наби Рахимова уже большой творческий опыт, расширяются его внутренние и внешние возможности, а также репертуар с огромным количеством разнообразных ролей. В его творчестве прочно складывается многожанровость.

 

altВторой период творчества мастера (1960-90 гг.) – это время его творческого совершенства, в эти годы он создает свои самые лучшие психологические образы, формируется разносторонний индивидуальный стиль исполнения, присущий только для Наби Рахимова. В каком бы жанре он не творил, какую бы роль он не играл, всегда относится к своему герою одинаково ответственно и серьезно.

В творчестве Наби Рахимова 60-х годов мы не видим таких крупных образов, как Хлестаков или Яго. В основном он играет в маленьких ролях. Однако в этих второстепенных, казалось бы, эпизодических ролях проявляется своеобразный стиль, философский взгляд, потенциал актёра. В качестве примера можно привести образы Бурибая Базарбаева в комедии Рамза Бабажанова «Дядя и племянники», Бобо Кайфи в исторической драме М.Шайхзоды «Мирзо Улугбек», Шокира-аты  в спектакле по роману Айбека «Священная кровь», герцога Олбени в трагедии Шекспира «Король Лир».    

 

Впоследствии за роль Олбени он был награжден Государственной премией Узбекистана им.Хамзы. в 60-х годах мы не видим крупных ролей, достойных Наби Рахимова, кроме Шокир-аты и Олбени.

 

Актёр начинает искать хорошие роли в кино. Так, настоящую славу приносит ему роль старого чайханщика в фильме «Яблоки 41-го года», снятого в 1969 году. За эту роль он был удостоен премии Международного кинофестиваля в номинации «Самая лучшая мужская роль».

С самого начала Наби Рахимов приходит в кино в качестве комедийного актёра. Бухгалтер Алиев в фильме «Встретимся на стадионе», поклонник кино Турдиев в фильме «Очарован тобой» - первые роли на большом экране, которые принесли ему славу комического актёра.

Его искания в области кино еще больше усовершенствовали его богатый театральный опыт. Сам он об этом говорил так: «Театр хорош тем, что на сцене одну роль играешь снова и снова. От спектакля к спектаклю образ совершенствуется, обогащается и насыщается все новыми находками. А в кино роль играешь один раз, потом уже нет возможности дополнять или изменять его… Одним словом, сейчас свое творчество в кино не представляю без театра, а театр без большого экрана».

 

После фильма “Яблоки 41-го года” Наби Рахимов снялся большом количестве фильмов, играл большие-малые роли. В этот период в его творчество прочно входит многожанровость.

 

Развивается его стиль через взгляд на прошлое, взвешивание достигнутых успехов и допущенных ошибок и недостатков, прочувствование времени. В последнее время он полностью отказывается от случайных ролей, которые не подходят к его возможностям.  

 

70-е годы становятся плодотворными для Наби Рахимова. В этот период он играет такие крупные психологические роли в театре, как Кушбеги Урганжи («Инкилоб тонги»), Саид Каримов («Комиссия»), Отец («Ғариблар»), Сагдиев («Тринадцатый председатель»). В дальнейшем они коснутся и к его творческой деятельности в 80-х, так как у артиста больше не появится шансов играть более совершенные образы, чем эти. 


     
Именно в этот период Наби Рахимов подводит итоги своей творческой деятельности, уникального таланта, бесчисленных ролей. Разностороннее дарование комедийного актера и трагика Наби Рахимов демонстрировал в более чем в 70 игровых лентах «Узбекфильма» и ряде картин, снятых в студиях России, Казахстана, Таджикистана и Германии. На счету актера – участие в дубляже свыше ста фильмов, организация и ведение воскресной утренней передачи «Табассум» («Улыбка») на Узбекском радио.

 

Издавна о природных талантах говорят: Бог в темечко поцеловал. Да, Наби-ака Рахимов был Божьей милостью актером. А еще великолепным мужем милой Любаши, счастливым отцом и дедом. Сына назвал Эдмунд – в честь одного из героев шекспировской трагедии «Король Лир», где сам играл заглавную роль. Волей судьбы внуку Тимуру торжественно передали на хранение посмертную награду деда – орден «Буюк хизматлари учун». Растет его правнучка София, которая хорошо поет, танцует и сочиняет первые стихи. Может, она и продолжит традиции прадедушки…

 

alt


Просмотреть
фильмы с участием Наби Рахимова 


 


Прослушать программу FM 104.4 от 11.12.2014 года